Новости

Сухопутные войска заказали сверхлегкую гаубицу для гор

Известия. Новую 152-мм артсистему должен перевозить любой грузовик и даже вертолет

  Сухопутные войска заказали 152-мм гаубицу для десантно-штурмовых бригад и горного спецназа. Как рассказал «Известиям» в понедельник источник в военном ведомстве, решение об этом принял главком Сухопутных войск генерал-полковник Владимир Чиркин. Новая гаубица должна заменить знаменитую Д-30.

     По требованиям главкома, новая артсистема должна стрелять не менее чем на 15 км и быть достаточно легкой, чтобы ее можно было перевозить на вертолете типа Ми-8 (грузоподъемность 5–7 т в зависимости от модификации). 

     Планируется, что первые гаубицы должны появиться в бригадах, прикрывающих горы в районе сочинской Олимпиады, как раз к ее началу.

     — Сейчас в Сухопутных войсках идет разработка штатных расписаний артиллерийских батарей, куда войдут новые гаубицы. После их утверждения поступит заказ  на разработку самой артсистемы, — рассказал собеседник «Известий».

     По его словам, в армии США и других стран НАТО уже давно используются 3,5-тонные аэромобильные гаубицы, такие как М-777. Эта гаубица стреляет на 24 км, а при использовании активно-реактивных снарядов (с ракетным двигателем и стабилизаторами) — на 30 км. В Российской армии продолжают использовать устаревшую 122-мм гаубицу Д-30.

     — Мощность ее снарядов гораздо ниже американской М-777, потому что они меньше и легче. К тому же активно-реактивные снаряды 122-мм калибра не делают, не говоря уже и об управляемых. А под 152-мм есть много современных боеприпасов, включая сверхточные, — пояснил представитель Минобороны.

     Ветеран афганской войны полковник Анатолий Матвейчук рассказал «Известиям», что необходимость легких гаубиц в горах была неоднократно доказана во время боевых действий в Афганистане и Чечне. 

     — В плохих погодных условиях самолеты и вертолеты не могут действовать, а вот артиллерия может стрелять и в дождь, и в туман, и в сильный ветер, — пояснил Матвейчук. 

     По его словам, единственная проблема — доставить гаубицу на гору, для этого она должна быть такой легкой, чтобы ее мог тянуть на прицепе любой военный грузовик, а лучше — перевозить транспортный вертолет вроде Ми-8. 

     — Вертолетом или автомобилем перевезти в самые удобные места. Через 30 минут батарея готова открыть огонь, — пояснил представитель Минобороны.

     Разработкой гаубиц, подходящих под требование Чиркина, занимаются сразу два оборонных завода: «Титан» — в Волгограде и «Мотовилихинские заводы» — в Перми. 

     На заводе «Титан» рассказали «Известиям», что эскизный проект в инициативном порядке был разработан еще в 2008 году, и с тех пор завод ждет заказа от военных. 

     — Наша аэромобильная гаубица 152-мм калибра весит всего 4,5 т и вполне подходит под требования Сухопутных войск. Ми-8 ее без проблем поднимает и перевозит. Если сейчас будет заказ, то мы за четыре года освоим производство и начнем поставлять гаубицы в войска, — пояснил представитель завода.

     На «Мотовилихинских заводах» «Известиям» рассказали, что готовы предложить Минобороны 120-мм буксируемую гаубицу-миномет «Нона-К». 

     — Несмотря на то что она всего 120-мм, она может стрелять минами. В результате получится мощность не хуже, чем управляемый 152-мм снаряд, во всяком случае, на ближней дистанции, — пояснил представитель пермского предприятия. 

     По его словам, мотовилихинские гаубицы опробовали в Сухопутных войсках и морской пехоте ВМФ, куда поставили несколько десятков таких орудий, но экс-министр обороны Анатолий Сердюков посчитал проект устаревшим.

Независимый военный эксперт Вячеслав Целуйко пояснил «Известиям», что 152-мм аэромобильные гаубицы в Сухопутных войсках найдут ограниченное применение.

— 122-мм гаубицы Д-30 решают практически все задачи в условиях сложной местности, а тем более в горах. Новые же гаубицы могут быть использованы для уничтожения долговременных огневых точек и хорошо укрепленных позиций. Но такие объекты в горах можно встретить не часто. Для всего остального хватит и старых Д-30, — заявил Целуйко.

Также эксперт обратил внимание на то, что если перспективная гаубица с комплектом боеприпасов окажется слишком тяжелой для вертолета Ми-8, ее придется перевозить на Ми-26.

Работы по легким аэромобильным артиллерийским системам начались в СССР еще в 1970-е годы, когда были разработаны и приняты 120-мм гаубицы-минометы «Нона». Позже им на смену должны были прийти перспективные системы «Вена» и «Хоста», но в 2009 году работы по ним были приостановлены.

http://izvestia.ru/