Подвижные игры

Сборник игр для самых маленьких детишек (издательства детского сада М. Т. Соловьевой 1872 г.)

Прятки

Играющих может быть несколько человек. Один из них, по жребию, уходит в другую комнату; остальные прячут какую-нибудь маленькую вещь. Сделав это, он зовут ушедшего, и тот должен найти спрятанную вещь, а остальные в это время поют какую-нибудь песенку. Когда ищущий подходит близко к тому месту, где вещь спрятана – песня поется очень громко; она стихает по мере его удаления от названного места; таким образом ищущий должен постоянно прислушиваться к пению и сообразоваться с ним.

 

Жгут

Играющие, за исключением двоих, становятся в круг шага на три один от другого. Один из тех, которые не стоят в кругу, берет жгут и гонится за другим вне круга, стараясь его ударить. Тот сначала убегает от него, а потом становится перед кем-нибудь из стоящих в кругу и последний тотчас же должен бежать вместо него. Если последний не побежит и его ударят жгутом, то, подняв жгут с пола, так как ударивший должен его бросить, он в свою очередь гонится за ним, тот становится перед кем-нибудь в кругу, и т.д.

Бегать позволяется только в одну правую или одну левую сторону по уговору. Пробегать через круг или удаляться от него не позволяется.

 

Два слепых

Играющие, взявшись за руки, становятся в круг, за исключением двоих, которые изображают слепых. Им завязывают глаза и впускают их в круг; тогда один ищет другого, а тот старается от него уйти. Первый по временам окликает второго: «где ты?», а тот отвечает «здесь»; тогда первый тихо, на цыпочках, идет в ту сторону, откуда слышится голос, а второй, слыша шаги старается удаляться от него. Игра продолжается таким образом до тех пор, пока первый слепой не поймает второго. Тогда они выбирают на свое место других следующим образом: каждый слепой трогает одного из стоящих в кругу и, сделав ему какой-нибудь вопрос, старается по голосу узнать его. Если он отгадает, тот становится на его место; если же нет, то он трогает другого и снова отгадывает. Остальные дети не должны во время игры толкать слепых и шумом своим мешать им.

 

Садовник

Дети, за исключением одного, изображающего садовника, составляюсь круг. Садовник стоить посередине круга. Каждый̆ из играющих получает название какого-нибудь цветка. Садовник ходить в кругу и говорить, например: «мне заказали букет и я хочу сорвать для него тюльпан, — раз, два, три!» Назвавшейся тюльпаном должен сказать: «я здесь» прежде, чем садовник успеет сосчитать до трёх; если же он отзовется уже после того, как садовник скажет «три», то должен присесть на корточки и оставаться так, пока другой̆ из играющих не сделается садовником. Если же назвавшийся тюльпаном или другим каким-нибудь цветком, спрошенным садовником, скажет — «я здесь» прежде, чем садовник сосчитает!. до трёх, то он делается садовником.

 

Курилка

Дети образуют круг и, передавая друг другу тлеющую с одного конца лучинку, приговаривают:

Жив, жив курилка,
Жив, жив, да не умер.
Как у нашего курилки
Ножки долгоньки,
Душа коротенька.

Тот, у кого лучинка погаснет, платит фант.

 

Пустое место

Играющие становятся в круг шага на два один от другого. Каждый из них пишет мелом крестик или кружок на полу, на том месте, где стоит. Один из играющих оставляет свое место и идёт в середину круга. Сосед его с левой стороны должен быстро перебежать на его место, а на место соседа перебегает стоящий с ним рядом, и т.д.

Таким образом дети стараются по очереди запять пустое место, так чтобы стоящий в кругу не успел стать па него. Если же ему удастся занять его, то соседь с левой стороны должен идти в круг, он же становится на его место и игра продолжается по прежнему.

 

Аист и лягушки

Какое-нибудь определенное место в комнате или на дворе изображает болото. В болоте скачут и квакают лягушки; кто-нибудь из детей представляет аиста. Аист охотится за лягушками, но только ходить вокруг болота, а войти в него не может. Лягушки скачут, выскакивают из болота. Если аисту удастся поймать своим длинным клювом (по условию — левою или правою рукою) лягушку, то она делается аистом.

 

Ремесленники

Играющие разделяются на две партии, из которых одна становится у стены, а другая, представляющая ремесленников, выбирает себе мастера и отходить в ъ сторону. Мастер выбирает какое-нибудь ремесло, которое рабочие должны изображать жестами: так, напр., если они плотники, то один рубит, другой пилит, третий строгает и т. д. Уговорившись, рабочие подходят к остальным играющим, из которых один называется хозяином, и начинают следующий разговор:

— Здравствуй, хозяин!
— Здравствуйте, братцы! Что вам нужно?
— Нам нужна работа.
— Что же вы работаете?
— Сам угадай.
Ремесленники начинают изображать жестами свое ремесло, и если хозяин и прочие дети отгадают его с первого раза, то делаются в свою очередь ремесленниками; если же они не отгадают, то ремесленники снова отходить в сторону и выбирают себе новое ремесло.

 

Черный человек

На ровном месте чертится длинный четырёхугольник. На двух противоположных сторонах его отделяются известные пространства, называемые свободными местами.

Играющие по жребию выбирают чёрного человека, который становится на первое свободное место, а остальные дети становятся на второе. Чёрный человек обращается к ним и спрашивает: «боитесь вы чёрного человека?»—«Нет», отвечают играющие и перебегают на первое свободное место. Чёрный человек бежит к ним на встречу и старается кого-нибудь поймать. Тот, кому он успеет дать три удара, считая громко: «раз, два, три,» становится сам черным человеком и вместе с первым ловит других. Они отправляются на второе свободное место, так как дети к этому времени уже перебежали на первое. Чёрный человек опять спрашивает их: «боитесь вы чёрного человека?»— «Нет», отвечают те и опять перебегают на второе свободное место, а черный человек с своим товарищем бегут к ним на встречу и стараются поймать кого-нибудь. Так продолжается игра, покуда не останется только один непойманным; тогда он делается черным человеком, и игра начинается вновь.

Всякий пойманный черным человеком должен помогать ему ловить других. На свободных местах никто уже пойманным быть не может.

 

Волк и козлята

Из играющих выбираются, по жребию, волк и коза, а остальные изображаюсь козлят. У одной стены комнаты становится коза, у противоположной—козлята, а волк стоит в стороне. Коза кричит детям: «вы, детушки-козлятушки, бегите вы все к матери!» Козлята бегут, а волк старается в это время схватить одного из них. Пойманного он уводить к себе, и тот должен помогать ему ловить остальных. Когда все будут переловлены, то первый из пойманных делается волком, а последний — козой.

 

Хромые

Двое детей становятся на одной ноге друг против друга со сложенными на груди руками. Каждый  из них старается толкнуть противника плечом, чтобы заставить его стать на обе ноги. Тот, кто не устоит на одной ноге, считается побеждённым. Если детей много, то они разделившись на две партии, идут одни против других и по данному знаку начинают борьбу. Играющие, потерявшие равновесие и ставшие на обе ноги, выходят из ряда. Выигрывает та партия, в которой останется более детей.

 

Плен

Играющие, разделившись на две партии, чертят на полу или и на земле длинный прямоугольник и становятся н а противоположных сторонах его.

А           Б
Д
В            Г

Недалеко от середины прямоугольника, ближе к одной стороне, на месте д, кладут на пол платок. Потом из каждой партии выходить по одному играющему и становятся — один на месте а, другой на месте б. Оба в одно время бегут по данному знаку: тот, который стоит ближе к платку, на месте а , должен добежать до него, схватить платок и вернуться на свое место; второй же бежит за ним со жгутом и старается ударить его, прежде чем тот добежит до своего места. Если последнему удастся ударить первого прежде, чем тот вернется на свое место, то его отводят в плен на место г; в противном же случае сам преследователь считается пленным и должен стать на место в. Выигрывает та партия, где будет более пленных. За черту во время игры перебегать не дозволяется.

 

Серый волк

Из играющих, по жребию, выбирается волк; он, сгорбившись, садить на корточках в углу. Дети щиплют перед ним травку и все вместе приговаривают;

Щиплю, щиплю ягодку,
Черную смородинку —
Батюшке в ставчик,
Матушке в рукавчик,
A серому волку
Травки на лопату.

С последним словом дети поднимаются, как бы бросая траву в волка, и бегут. Волк кидается за детьми и ловит их. Пойманный делается волком.

 

Жгут прятать

Играющие становятся в тесный круг и держать руки за спиной. В середину круга входить один из них, выбранный по жребию, и передаёт жгут кому-нибудь из стоящих в кругу; тот за спиною и как можно быстрее передаёт его другому, другой третьему и т. д. Стоящий в середине должен угадать, у кого в руке жгут. Играющие стараются обманывать его,—показывают видь, что жгут передают в одном мете, между тем, как он находится совершенно в другом месте. Кто по смелее, тот ударяет ищущего жгутом, если тот к нему близко подойдёт, но при этом он не смеет сойти с своего места и должен ударить так быстро, чтоб ищущий не успел заметить жгута в ъ его руке. Тот у кого он увидит жгут, занимает его место.

 

Яша

Одень из играющих садится на землю, а остальные держась за руки, ходят кругом и приговаривают:

Сиди, сиди Яша,
В ракитовом кусте.
Грызи, грызи Яша
Ореховы зерна;

Лови, лови Яша
Кого тебе надо!
Лови, лови Яша,
Кого тебе надо!

Проговорив это, дети разбегаются, и Яша ловить кого-нибудь из них. Пойманный представляет Яшу.

 

Кто стучит

Один из играющих сидит с завязанными глазами на скамейке, а остальные подходят по очереди к нему сзади и, изменив голос, спрашивают, постукивая его по спине: «кто стучит?» Спрашиваемый должен назвать по имени того, кто подошёл к нему, и может отгадывать до трёх раз. Если он не отгадает, то к нему подходит другой из играющих; если же отгадает, то стучавший садится на его место.




Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*