Новости

Первый африканский самолет

Нигерия и ЮАР пытаются построить первый за долгое время самолет на континенте

 Самолет AHRLAC. Фото: Mujahid Safodien / AFP / East News

Первый самолет, не предполагающий использования импортных запчастей, разработан Нигерийским институтом авиационных технологий (НИАТ). Проект создания легкого учебно-тренировочного самолета Farawa 2 может стать прорывом в африканском авиастроении, но ему угрожает нехватка финансирования.

Как сообщает Defense News, новая машина призвана прийти на смену устаревшим моделям Air Beetle-18 — модификации американского легкого самолета RV-6. Их начали собирать в 1989 году на нигерийских заводах из деталей, закупленных в США. Сейчас они нередко выходят из строя, а запчастей для их починки не хватает.

Farawa 2 спроектирован с учетом местной специфики, в частности погодных условий Западной Африки, уверяют разработчики. Все детали будут производиться внутри страны, в самом проекте учтены недоработки Air Beetle-18, например, слишком высокая температура двигателя и некомфортные сидения для пилотов.

Впрочем, самолет не проходил еще ни одного летного испытания, а его дальнейшая разработка и запуск в серийное производство потребует огромных денежных затрат, отмечает глава НИАТ вице-маршал авиации Тони Адокву. Необходимых средств у командования ВВС Нигерии, курирующего работу научно-исследовательского института, пока нет.

В парламенте Нигерии рассматривается закон об отдельной программе финансирования НИАТ вне бюджета ВВС. «Если закон будет принят, мы сможем разработать больше технологий для борьбы с повстанцами внутри страны», — подчеркнул Адокву. В последние месяцы в Нигерии участились вооруженные столкновения правоохранителей с боевиками исламистского движения «Боко Харам».

Если финансовая проблема не будет решена, Нигерия рискует уступить «авиагонку» ЮАР. В конце июля южноафриканцы успешно испытали прототип легкого штурмовика AHRLAC. Это первый боевой самолет, полностью разработанный и построенный в Африке, отметил председатель правления компании-разработчика Paramount Group Айвор Ичиковиц. Легкий самолет может использоваться в миротворческих и разведывательных миссиях.

По словам Ичиковица, которые приводит сайт African Spotlight, компания уже получила зарубежный заказ на 50 AHRLAC, каждый из которых стоит $10 млн. Топ-менеджер не стал называть страну, проявившую интерес к самолету.

Построенный в ЮАР самолет очень простой и рациональный, отмечает главный редактор еженедельника «Авиационная и ракетная техника», эксперт по военной авиации Иван Кудишин. «Нижняя поверхность его фюзеляжа представляет собой отделяемую панель, в которой можно разместить все что хотите. Для разведки можно поставить оптико-электронную начинку, если хотите сделать из него «ганшип» — найдется место для бомбового отсека, подвижной пушки, неуправляемых ракет», — описывает эксперт достоинства южноафриканского штурмовика.

Как говорит Кудишин, Farawa 2 и AHRLAC редкие, но не первые достижения африканского авиастроения: «В 1950-е годы немецкий авиаконструктор Курт Танк, в частности сделавший военный истребитель «Фокке-Вульф» FW-190, предлагал услуги ряду стран. Он отметился в Аргентине, а затем и в Египте. Там под руководством этого «белого сахиба» был создан первый в стране реактивный самолет «Хэлуан».

В ЮАР давно существует конструкторская школа воздушной военной техники, напоминает эксперт. «Там есть интереснейшая разработка — ударный вертолет «Руиволк», признанный одним из лучших вертолетов в мире, хотя пока существует в количестве всего 14 штук. Он только недавно получил боевое крещение в составе миротворческих войск ООН, разнеся в пух и прах каких-то местных партизан», — поделился он в беседе с «Русской планетой».

Вместе с тем авиастроение в Африке хоть как-то развито только в Египте и ЮАР, подчеркивает Кудишин. «Страны вроде Алжира, Мали и Конго гоняют свои самолеты для техобслуживания на фирму-изготовитель. Они не доверяют своим рабочим даже гайки крутить», — резюмирует эксперт.

Несмотря на крайне низкий уровень развития авиастроительной области, африканские умельцы не оставляют попытки самостоятельно собрать собственную модель самолета и вертолета. Зачастую собранные из старых деталей машины даже не отрываются от земли, но существуют и успешные проекты.

В 2007 году из отслуживших машин, мотоциклов и даже частей разбившегося в местных краях «Боинга-747» собрал вертолет нигерийский студент Мубарак Мохаммед Абдуллахи. «Когда я рассказал друзьям о своем проекте, они посмеялись надо мной и сказали, что только белые люди могут строить такие вещи», — цитировало «Би-би-си» изобретателя. Его вертолет смог подняться в воздух, хотя не смог преодолеть потолок в два метра.

Подробнееhttp://rusplt.ru/world/afrika-pyitaetsya-vstat-na-kryilo-12114.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *