Новости

МАИ на МАКС-2013: дайджест

Международный авиационно-космический салон «МАКС-2013» уже позади. Заключены контракты, решены вопросы, поставлены задачи. Осталось только подвести итоги.

Предлагаем вам вместе с Московским авиационным институтом (национальным исследовательским университетом) ещё раз окунуться в ту неповторимую атмосферу и оценить то, чего удалось достичь МАИ за эти 6 дней. В нашем дайджесте вы также найдёте информацию о разработках вуза, представленных на МАКСе.

Сотрудничество налажено

МАИ и Объединённая авиастроительная корпорация подписали соглашение об участии вуза в программе создания образовательного кластера в г. Жуковский. Вместе с МАИ это соглашение подписали ещё 12 вузов.

ОАК стремится повысить количество выпускаемых в год самолётов. К 2015 году, по словам президента компании Михаила Погосяна, число выпускаемых летательных аппаратов планируется увеличить до 300 единиц, а заработную плату рядового сотрудника ОАК с 40 000 до 70 000 рублей.

— Упор будем делать на обучение тем компетенциям, которые остро востребованы сейчас и становятся важными в будущем«, — отмечает глава ОАК.

В рамках сотрудничества с ОАК проведены переговоры с директором департамента по подготовке персонала этой компании Николаем Абруковым. Проректоры по научной и учебной работе МАИ и представитель компании достигли договорённости в вопросе усиления взаимодействия по реализации совместных проектов в рамках программы инновационного развития ОАК. Было подписано соглашение о сотрудничестве с Университетом аэронавтики Эмбри Риддл (Флорида) и проведены переговоры со старейшим канадским Университетом Макгилла (McGill University).

Новый этап сотрудничества МАИ и Siemens PLM Software начался заключением соглашения. Опорные пункты партнёрской программы — использование CAD/CAM/CAE, автоматических систем проектирования в учебном процессе. Для этого предлагается впервые применить прикладные приложения по консалтингу в области наукоёмкого машиностроения в рамках системы автоматизированного проектирования Unigraphics. Прошли консультации и с представителями Министерства обороны России о возможностях применения беспилотного вертолётного комплекса «Ворон-300», требуемых характеристиках и дальнейшем сотрудничестве ведомства и МАИ.

В дни массового посещения стенд вуза посетили представители руководства Торгово-промышленной палаты РФ, Тайпейско-московской координационной комиссии по экономическому и культурному сотрудничеству (Тайвань) в лице директора отдела по науке и технологиям господина У Ши-И.

МАИ на МАКСе: от победы к победе

Маёвцы Дмитрий Катенин, техник НОЦ «Двигатели и энергоустановки», Антон Хахалев, инженер НОЦ «Двигатели и энергоустановки», Нелли Сафина, студентка 6 курса филиала «Стрела» МАИ, заняли призовые места в финальном туре конкурса Международного молодёжного форума «Будущее авиации и космонавтики за молодой Россией».

Мероприятие было организовано Рыбинским государственным авиационным техническим университетом им. П. А. Соловьёва при поддержке Минобрнауки России. В его работе приняли участие более 100 человек. Цель форума — продемонстрировать потенциал вузовских разработок в области авиации и космонавтики. Оценивали проекты эксперты — представители университетов и предприятий промышленности в трёх номинациях: «Студент», «Аспирант» и «Молодой специалист». Членом жюри от МАИ стал декан факультета «Двигатели летательных аппаратов» Алексей Агульник.

Кроме того, на МАКС-2013 подвели итоги конкурса «Золотые крылья МАКС-2013». В номинации «Мероприятие» победа досталась МАИ.

Статуэтку и памятный сертификат представителям вуза вручил заместитель генерального директора госкорпорации «Ростехнологии» Дмитрий Шугаев в конгресс-холле авиасалона. МАИ получил заслуженную награду за комплекс мероприятий по привлечению посетителей на свой стенд и в павильон «Вузовская наука и авиационно-техническое творчество молодёжи».

В конференц-зале павильона «Вузовская наука и авиационно-техническое творчество молодёжи» в последний день работы МАКС-2013 заместитель министра инноваций и инвестиций Московской области Глеб Бондаренко вместе с исполнительным директором раздела Галиной Кочековской вручили представителям МАИ дипломы участников. Организаторы раздела выразили слова благодарности Московскому авиационному институту за интересную и большую экспозицию, которая, безусловно, украсила павильон и сделала его более привлекательным в глазах посетителей выставки. Маёвцы также поблагодарили организаторов за предоставленные возможности и тёплые слова в адрес вуза.

Разработки МАИ: вертолётный комплекс «Ворон», радиолокационная станция МБРЛС МФ2, гибридный двухрежимный привод

Всех посетителей в павильоне «F-4», где располагался стенд МАИ, встречал уникальный вертолётный комплекс «Ворон-300». Вячеслав Шевцов, проректор МАИ по научной работе, в беседе с министром инвестиций и инноваций Московской области Глебом Бондаренко, посетившим стенд вуза, назвал эту разработку одной из самых перспективных и разъяснил конкурентные преимущества этого комплекса.

Напомним, что «Ворон» обладает по-настоящему широким спектром деятельности. Он одновременно способен вести наблюдение и, благодаря установленному на нём вооружению, реализовывать прицельные выстрелы по позициям противника. «Ворон» также может переносить полезную нагрузку и сбрасывать её по команде. Этот беспилотный летательный аппарат может работать автономно при помощи заданной программы либо автоматически при помощи специального устройства, напоминающего джойстик. «Ворон» уже состоит на службе у силовых структур России.

Ещё одна разработка МАИ, вызывающий больший интерес у Министерства обороны, — малогабаритная радиолокационная станция МБРЛС МФ2. По словам Владимира Севастьянова, начальника лаборатории по разработке автоматического программного обеспечения научного центра специальных радиоэлектронных систем менеджмента (НЦ СРМ) МАИ, сейчас радар модернизируется. Планируется, что он будет устанавливаться на лёгкие самолёты и беспилотники.

Артём Алексеенков, инженер факультета № 7 МАИ, представил гибридный двухрежимный привод самолёта. Такая система способна придавать летательному аппарату стабильность в ветреную или ненастную погоду. В перспективном будущем, по мнению инженера, все летательные аппараты перейдут на такой привод.

Разработки МАИ: аэростат «Колибри»

Первая разработка МАИ, которую ещё издалека могли увидеть пришедшие на МАКС, — аэростат «Колибри». Трудно было не заметить, что авторство принадлежит именно МАИ. Поднятый на огромную высоту «Колибри» украшал флаг с символикой вуза. Проект аэростата «Колибри» — совместный. Кроме МАИ, им занимается компания РТИ. По словам представителя РТИ Александра Дудко, аэростаты ни чем не хуже обычных вышек, только стоят намного дешевле.

— Зачем отстраивать дорогостоящие вышки, если можно поднять аэростат с прикреплённой на ней фото- и видеоаппаратурой и получить на компьютер чёткое изображение, — комментирует особенности аэростата Александр Дудко. Кстати, в комплексе с «Колибри» предполагается ещё радиолокационная установка. Она помещена в обычный УАЗ.

Разработки МАИ: учебный авиасимулятор и уникальная система визуализации

Учебный симулятор полёта привёз на МАКС ведущий инженер кафедры «Динамика управления летательными аппаратами» (факультет «Авиационная техника») Константин Висляев. Помимо специальной компьютерной программы, в комплекс входит специальная приборная панель, при помощи которой можно регулировать полёт — например, выдвигать шасси, тормозить двигателем и т. д., а также штурвал. В МАИ существует даже специальный класс, где обучаться лётной практике могут сразу 27 человек.

Разработки МАИ: интеллектуальная система управления подвижным объектом

Система этого проекта направлена на распознавание направления взгляда оператора и дополнена аудиоканалом для передачи голосовых команд. То есть взгляд — это виртуальный штурвал. Куда посмотришь — туда самолёт и полетит.

Перед монитором, на котором изображён летательный аппарат, установлена небольшая платформа. Как только человек на неё встаёт, самолёт подчиняется взгляду. Посмотришь направо — летательный аппарат послушно пилотирует направо, вперёд — разворачивается и летит вперёд. Интеллектуальная система обрабатывает информацию с видеокамеры, направленной на лицо оператора, и действует по «грубым» и «точным» каналам. «Грубый» канал — поворот головы, «точный» — взгляда.

Как и все разработки МАИ, интеллектуальная система управления подвижным составом обладает широким спектром применения. Она способна заменить пилоту сложные системы управления со множеством кнопок, рычагов, переключателей. Можно использовать прибор в бытовых и медицинских целях. Например, он подходит для управления инвалидными колясками. Часто бывает, что человек лишён возможности задействовать в своём движении руки, у него нарушена координация движений и моторика. Тогда такая система для него — настоящая находка. А в медицине может служить для диагностики ряда неврологических заболеваний.

Разработки МАИ на стенде Правительства Москвы

Отдельного внимания заслуживает ноу-хау МАИ в области медицины. Журналисты и посетители Авиасалона могли лично убедиться в перспективности двух видов радаров, представленных на стенде Правительства Москвы в павильоне «С-1». Стоит отметить, что эти разработки попали на стенд Правительства Москвы неслучайно. По информации отдела по связям с общественностью МАИ, радары были отобраны специальной комиссией.

Это разработка Научно-исследовательского центра сверхширокополосных технологий МАИ. Миниатюрное устройство может контролировать состояние больных на расстоянии от 3 до 5 метров и его не нужно, как другие, подключать к телу человека. Прибор — безусловная находка для ожоговых центров, госпиталей, роддомов. Информация о состоянии пациента оперативно передаётся на пульт врача. Дмитрий Фетисов, инженер НИЦ СШП, утверждает, что у этого устройства нет аналогов в мире и он уже используется в некоторых медицинских учреждениях.

Ещё одна разработка НИЦ СШП — радар для обнаружения людей за оптически непрозрачными преградами. Это ноу—хау разработано для спецподразделений, участников поисково-спасательных работ. Интересный факт — прибор может определять человека, который находится в неподвижном состоянии, по его дыханию. По словам Дмитрия Фетисова, сейчас коллектив НИЦ СШП работает над модернизацией этого радара и вскоре научно-исследовательский центр представит заказчику новую версию устройства.

Коллега Дмитрия Фетисова Виктор Скуратов представлял измеритель скорости пульсовой волны и вариабельности сердечного ритма. Эта разработка также работает в бесконтактном режиме и призвана выявить уже на ранних этапах заболевания органов сердечно-сосудистой системы. Ухудшение эластичности сосудистой стенки артерий и связанная с этим процессом смертность в последнее десятилетие существенно возросли среди трудоспособной части населения.

Прибор предназначен для проверки эластичности сосудистой стенки артерии для предупреждения необратимых последствий. Одновременно радар позволяет регистрировать изменение сердечного ритма. Высокая точность измерения достигается за счёт очень малой длительности электромагнитных импульсов, излучаемых и принимаемых сверхширокополосным радаром — от единиц наносекунд до десятков пикосекунд.

Разработки МАИ: двухместный экранолёт ЭА-2 Трансформер

Это чудо инженерной техники предназначено для спортивных и туристических целей и представляет собой амфибийный транспорт из унифицированных агрегатов. Для пилотирования экранолёта не требуется лётной подготовки, пилотского свидетельства и сертификации экранолёта в качестве летательного аппарата. Вес экранолёта совсем небольшой, он может транспортироваться и в сложенном состоянии. Разработку можно эксплуатировать в любое время года и использовать в разных модификациях — аэроглиссера, аэробуксировщика или аэросаней.

Разработки МАИ: микроспутник с макрозадачами

На стенде МАИ были представлены уникальные микроспутники. На них можно разместить различную микроаппаратуру, в условиях космического полёта провести испытания агрегатов, а также отработать новые алгоритмы систем управления и ориентации, органов управления, систем связи. Одна из сторон куба всего 10 см, но вмещается в него электронная база и служебные системы для подключения целевой аппаратуры, обработки данных и передачи этих данных в ЦУП. Малый вес и особо компактные габариты позволяют производить групповые запуски данных микроспутников с борта любого более крупного спутника или МКС.

Разработки МАИ: детали авиационного двигателя в 3D

Помимо указанных выше разработок, на стенде МАИ была представлена продукция, изготовленная при помощи лазерных технологий в ресурсном центре факультета № 2 «Двигатели летательных аппаратов».

Кстати, один из маёвских проектов, выигравших в финальном туре конкурса Международного молодёжного форума «Будущее авиации и космонавтики за молодой Россией» был посвящён изготовлению деталей двигателей.

— Моя работа о цифровом трёхмерном сканировании физических объектов. Мы сканируем установки, а потом проектируем трёхмерную модель. В ближайшем будущем мы с коллегами планируем изготовить модернизированный двигатель и показывать его студентам. А может, получится пустить его в серийное производство, — прокомментировал Дмитрий Катенин, техник НОЦ «Двигатели и энергоустановки».

Лётная программа МАИ

Авиатика-890 и МАИ-223 «Китёнок» демонстрировали своё пилотажное мастерство на МАКСе несколько дней подряд. Квалификации сменялись показательными полётами. Выступления «Китёнка» и «Авиатики» вызывали восхищённые взгляды и комментарии посетителей. В последний день маёвские самолёты решили удивить всех, показав удивительно слаженный и яркий совместный пилотаж. Стоит отметить, что впервые на Авиасалоне в небо поднялось сразу два учебных самолёта, сконструированных в вузе.

Оба самолёта относятся к классу лёгкой авиации и были разработаны в ОСКБЭС МАИ.

Основными фигурами в полёте «Китёнка» стали «колокол» и «колокол с разворотом» вправо/влево. Пилотировал самолёт лётчик-испытатель, Герой России Андрей Синицын.

Дуэтную лётную программу продолжал самолёт Авиатика-МАИ-890: сначала пилот Александр Митрофанов набрал высоту 1 000 метров и далее выполнил ряд фигур по нисходящей. В программе полёта были различные фигуры высшего пилотажа, в том числе «управляемый штопор» и петля Нестерова.

В конце программы оба самолёта выполнили пролёт вдоль взлётно-посадочной полосы на высоте 100 метров, а затем выполнили роспуск.

Уважаемые коллеги! МАИ приглашает средства массовой информации к сотрудничеству. Наш отдел готов помочь в подготовке ваших материалов о МАИ. Контакты для связи вы найдёте в подписи к письму. Также мы готовы предоставить фотоматериалы.

Отдел по связям с общественностью
+7 499 158-44-50
ads@mai.ru
www.mai.ru