Новости

Легкие вертодроны.

Еще совсем недавно развитие дронов с вращающимися винтами было каким-то беспорядочным процессом, с метанием от одного экстремального типа к другому касательно размеров и потенциального применения подобных устройств. Но теперь положение дел в какой-то степени стабилизируется. Об этих проблемах говорится в статье издания Armada Compendium June-July 2013, переведенной Вячеславом Мерзляковым.

Довольно хорошо известен беспилотный аппарат Fire Scout от Northrop Grumman, базирующийся на пилотируемом вертолете. По сравнению с европейскими разработками в области винтокрылых аппаратов американский летательный аппарат значительно крупнее, и это едва ли удивительно, учитывая то, что он американец. Его технология даже используется компанией Northrop Grumman для создания еще одного известного, более крупного вертолетного дрона MQ-8C на базе Bell 407. Компания Eurocopter пыталась разработать винтокрылый дрон на базе пилотируемого вертолета Hummingbird (Колибри), изначально разработанного Bruno Guimbal.

В конечном счете, под обозначением Orka проект был закрыт в связи с отсутствием интереса со стороны французского флота, для которого он и предназначался. Впрочем, Eurocopter недавно объявила о том, что она проводит летные испытания на французской базе ВВС в Istres дистанционно управляемого вертолета EC145, продемонстрировав даже способность машины нести и доставлять груз на своем подвесе. Такой вертолет некоторые называют опционально пилотируемым летательным аппаратом, поскольку в нем оставлено место для человека – пилота.

В Европе пионером в этой области является без сомнения компания Schiebel со своим Camcopter S-100. Продажи превысили планку в 120 штук, только 60 из них эксплуатируются в Объединенных Арабских Эмиратах. В то время как аппарат начинал в качестве средства для наблюдения в военной области, его рыночная ниша плавно переходит в гражданскую сферу.

Camcopter недавно был замечен на борту корветов Adroit класса Gowind французских ВМС. Это происходило в Абу-Даби во время выставки Idex 2013 и матрос, охранявший его на палубе, сказал тогда, что характеристики системы были высоко оценены всеми. Необходимо сказать, что Camcopter получил довольно большой опыт эксплуатации в морских условиях; его испытывал французский флот в 2008 году, затем немецкий флот на корветах Brauschweig и Magdeburg а впоследствии и другие флоты как мы увидим далее.

Компания Schiebel фактически использовала Idex для того, чтобы сообщить миру о том, что испытания работы радара I-Master от Thales во время серии тестов на борту S-100 прошли с успехом. Точно такой же гиростабилизированный 30-кг радар Thales I-Master установлен на БПЛА Watchkeeper, разработанном Великобританией. Самым впечатляющим результатом это продолжительного полета, по словам Ханса Шибеля, стала стабильность передачи данных. Эти испытания последовали за проведенными пару лет назад начальными тестами еще одного, но меньшего радара с синтетической апертурой с возможностями индикации наземных движущихся целей, а именно Selex Picosar.

Испытания 30-кг I-Master начались 7 февраля; он совершил несколько полетов, некоторые продолжительностью несколько часов. Как пояснил Ханс Шибель, испытания, в частности, подтвердили преимущества, предлагаемые зависающими аппаратами, при получении изображений высокого качества и селекции наземных движущихся целей. Оптоэлектронная станция I-Master лучше известна как одна из двух оптоэлектронных станций устанавливаемых на британский БПЛА Watchkeeper.

фото

Ожидается, что S-100 в ближайшем будущем пройдет основную веху в своей программе разработки, продемонстрировав не только свое соответствие (стабильность – основной довод) в качестве носителя различных сенсоров (радиоэлектронная борьба и радиоэлектронная разведка определенно приобретают значение; неназываемый оператор уже использует его в качестве носителя лидара), но также адаптировав вариант на тяжелом топливе своего нынешнего двигателя Diamond, обладающего такой же мощностью. Очень важно иметь варианты одного и того же двигателя с одинаковыми точками крепления, поскольку это позволит нынешним операторам напрямую менять двигатели в случае капитального ремонта (или обычного ремонта по окончании срока эксплуатации).

В то время как информация о продажах БПЛА S-100 Иордании была открыта, компания Schiebel очень осторожна, если не сказать излишне осторожна в отношении некоторых других своих клиентов и вполне вероятно, что Ливия приобрела несколько таких БПЛА в то время, когда Каддафи в общем пользовался доверием у мирового сообщества. Другими заметными клиентами является Китай и особенно Россия, где сего сборка ведется компанией ОАО «Горизонт» (Ростов-на-Дону). Известный в России под обозначением БАК Горизонт Air S-100, Camcopter был замечен взлетающим с катера береговой охраны «Рубин». Также стоит отметить еще одного потенциального покупателя – австралийские ВМС, которые заявили о желании провести его испытания.

К сведению, S-100 пока не использовался в качестве платформы вооружения, хотя и выставлялся с легкой многоцелевой ракетой Lightweight Multirole Missile от Thales установленной на креплениях правого борта (это крепление также однажды использовалось для показа его возможностей нести оборудование РЭБ). Впрочем, появление более простых и легких ракет с лазерным наведением открывает новые возможности вооружения подобных легких аппаратов.

Сейчас этот секрет известен всем, а Schiebel изучает возможность разработки более тяжелой машины с использованием той же монококовой конструкции из композитного углепластика, которая будет выглядеть как простое укрупнение модели S-100.

Очевидно, что успех S-100 Camcopter послужил источником идей для многих других компаний по всему миру. К сожалению, некоторые компании были слишком крупными, чтобы завершить подобные проекты. Их размер и, следовательно, накладные расходы не только сильно влияют на элементы, которые должны оставаться как можно более дешевыми, это также накладывает определенные политические проблемы, что делает любую разработку подобного рода контролируемой. Плохое управление даже гораздо более крупных европейских проектов ясно это подтверждает в последние годы; и размер такой компании как Schiebel является четким напоминанием, что синергия не является универсальным средством для всех решений. Тем не менее, за прошедшие десять лет появилось несколько проектов, которые со временем погрузились в тишину, а затем снова возродились.

Источник: ОРУЖИЕ РОССИИ