Новости

В России создадут уникальное "крылатое" судно

Впервые за минувшие двадцать лет в июле, то есть, в ближайшее время, на судостроительном заводе «Вымпел» в Рыбинске состоится закладка морского судна нового поколения на подводных крыльях — «Комета-120М». Об этом объявлено на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге. Это — революционное событие не только в отечественном, но и в мировом судостроении.

Еще в СССР были спроектированы и построены гражданские суда на подводных крыльях «Метеор» и «Комета», а также торпедные катера на подводных крыльях. Были построены и испытаны уникальные экранопланы, аналогов которым в мире нет до сих пор. Чудо-техника создавалась под руководством Ростислава Евгеньевича Алексеева в городе Горьком. Интересно, что научно-исследовательская лаборатория, которую возглавлял Алексеев, появилась на базе опытного танкового(!) цеха завода «Красное Сормово».

фото
Модель экраноплана нового поколения, представленная на МВМС-2013.
Источник: Сергей Птичкин /РГ

Получилось, что и танки у нас тогда были лучшими в мире, и «крылатое» судостроение, созданное на «танковой базе», оказалось лучшим, да еще и самым скоростным.

Сейчас Центральное КБ по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева в Нижнем Новгороде возглавляет Сергей Вячеславович Платонов. В немалой степени благодаря его упорнейшему труду и очень принципиальной позиции Россия, едва не утратив, судостроение на подводных крыльях, сумела возродить его на качественно новом уровне. Произошло это уже в новом веке.

Надо отметить, что альтернативы скоростным судам в очень многих регионах планеты просто нет. Потому, что есть государства со множеством островов. Добираться от одного к другому классическими плавсредствами — это тратить часы. На подводных крыльях можно долететь за десятки минут. А взять великие сибирские реки? Там нет ничего более выгодного и удобного для перевозки людей и грузов, чем скоростными судами. Но таких судов там нет, так как их выпуск прекратился с распадом СССР.

Казалось бы, если это так выгодно, то по законам рынка суда на подводных крыльях давно должны были заполнить весь мир. Проблема в том, что спроектировать подводное крыло гораздо сложнее самолетного крыла, которое работает в воздухе. И просчитав стоимость проектирования, а потом строительства, западные судовладельцы решили в подводные крылья не вкладываться.

Нам просто повезло. В СССР с затратами не считались. Надо — сделаем. И сделали! Еще в середине ХХ века мы получили фору, которая и в третьем тысячелетии позволяет лидировать. Однако западные конкуренты-судостроители делали все, чтобы блокировать вхождение наших крылатых судов на мировой рынок.

Злую шутку сыграло и советское качество. Суда на подводных крыльях — «Метеоры» и «Кометы» в большом количестве закупили Греция и КНР. Казалось бы, пришло время обновить парк. Так нет же! Собранные в СССР, они исправно работают и даже не ржавеют, спустя десятилетия после выпуска.

Но время все равно возьмет свое. По словам гендиректора и главного конструктора ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева Сергея Платонова, «Комета-120М» в сравнении с классической «Кометой» — это скоростной «Сапсан» и старая электричка.

В судах нового поколения применены, если не космические, то авиационные технологии — это точно. Даже кабина управления «Кометы-120М» напоминает кабину пилотов самого современного авиалайнера. В новом проекте широко используются беспроводные коммуникации связи и управления. Это позволило сэкономить по весу несколько тонн, так как раньше использовались толстенные медные кабели да еще в свинцовой оболочке. Плюс к этому — композиционные материалы. Снижение массы судна дало возможность уменьшить осадку, что позволило сделать крылья нового профиля, а значит — повысить скорость и мореходность. Комфорт пассажиров — лучше, чем в американском суперсамолете — «Лайнере мечты». Шум работы двигателей уменьшен в разы.

«Комета-120М», рассчитанная на перевозку 120 пассажиров, спроектирована в двух версиях — для использования в пресной речной воде и соленой морской. Конструктивно они похожи, но отличаются антикоррозионной защитой и размерами крыльев — в морской версии они по площади и осадке больше. Скорость до 60 узлов — более 100 км/час. Судно очень экономично. Срок окупаемости — не более пяти лет, а срок службы — не менее двадцати пяти. Ну не могут наследники Алексеева проектировать суда-однодневки, пусть это и противоречит рыночным представлениям о коммерческой выгоде. Качество — их, а значит и российский, фирменный знак.

Возможно, в ближайшее время удастся начать строительство мелкосидящего судна на подводных крыльях проекта «Валдай» вместимостью 40 пассажиров. К сожалению, даже полноводные недавно реки мельчают, а «Валдай» спокойно пройдет на большой скорости там, где судам старых проектов водная дорога уже закрыта.

Разработано и более мощное судно на подводных крыльях вместимостью 250 человек — «Циклон». Это — ближайшая перспектива.

Помимо судов на подводных крыльях в ЦКБ им. Р.Е. Алексеева проектируют уникальные скоростные суда на каверне. Скорость, грузоподъемность, безопасность и экономическая эффективность — их основные показатели.

На МВМС-2013 были показаны макеты нескольких перспективных проектов скоростных судов на воздушной каверне. Есть те, которые могут перевозить 120 пассажиров и 70 тонн груза, а есть рассчитанные на 60 пассажиров и 10 тонн груза.

У пирса на территории морского салона в Санкт-Петербурге стоял новый десантно-высадочный корабль проекта «Серна», который одинаково успешно может использоваться для переброски с большой скоростью, в том числе — по мелководью, боевой техники и мирных грузов на значительные расстояния.

Впечатляла линейка моделей экранопланов новых поколений, предназначенных для использования в военных и сугубо гражданских целях. В инициативном порядке и за счет собственных средств в Нижнем Новгороде продолжили экранопланную тематику. Очень многие эксперты уверены: летящие над водой с самолетными скоростями крылатые корабли и суда — боевые и транспортные средства XXI века. И здесь мы лидеры — спасибо «алексеевцам».

Так что не только классическим кораблестроением сильна Россия. У нас есть чисто русский креатив, есть технологии, которыми не владеют ни в США, ни в Европе, ни в Китае или Японии. Это было хорошо видно на МВМС-2013 в Санкт-Петербурге.

Источник: Российская газета.