Новости

Военные расходы угрожают ВВП

Рост военных расходов в России ударит по экономике и благосостоянию населения

Вчера на заседании Совета безопасности РФ были определены первоочередные меры, связанные с обеспечением суверенитета и территориальной целостности страны. Немалая их часть касается вопросов укрепления национальной обороны и безопасности государства. С одной стороны, меры эти вынужденные и необходимые – армия и другие силовые структуры станут более боеспособными. С другой – в условиях международных санкций, связанных с Украиной, усиление обороноспособности России не лучшим образом отразится на ее экономике. И, судя по всему, следует ожидать ухудшения социальных показателей и уровня жизни многих категорий граждан. Но таков политический выбор Кремля, и это, как говорится, не обсуждается.

 

«Прямой военной угрозы суверенитету и территориальной целостности, конечно, сегодня нет, – подчеркнул на заседании президент Владимир Путин. – Гарантия тому, прежде всего, стратегический баланс сил в мире». При этом, по словам главы государства, Россия должна адекватно и соразмерно реагировать на расширение НАТО и приближение к ее границам военной инфраструктуры альянса. Москва также «не оставит без внимания развертывание глобальной ПРО и наращивания запасов неядерного стратегического оружия».

 

Ответ на эти угрозы, похоже, обойдется недешево российскому бюджету. Курс на дальнейший рост военных расходов еще до вчерашнего заседания Совбеза был закреплен в разработанных и утвержденных недавно правительством Основных направлениях бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (ОНБП-2017). В сравнении с аналогичным документом прошлого года новые финансовые планы России, несмотря на прогнозы о «замедлении прироста ВВП до 0,5% в связи с геополитической напряженностью», предусматривают опережающий рост в 2015–2017 годах расходов на национальную оборону и безопасность. Из таблицы видно, что суммарные траты на военные нужды, безопасность и правоохранительную деятельность составят в ближайшие годы в России 6,8–6,9% от валового внутреннего продукта (ВВП). Что значительно выше показателей, которые планировались в прошлом году.

 

Как следует из содержания ОНБП-2017, «по разделу «Национальная оборона» рост расходов учитывает необходимость обеспечения: готовности ВС РФ к отражению агрессии, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории России; устойчивого и непрерывного функционирования системы военного и государственного управления; готовности предприятий промышленности к удовлетворению потребностей ВС РФ, государства и населения в военное время» и т.п. Отдельной строкой в ОНБП-2017 определены расходы на модернизацию армии и функционирование системы материально-технического обеспечения войск. Значительные средства запланированы и на формирование профессиональной армии, как того требует Указ главы государства от 7 мая 2012 года № 604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации» в части увеличения в течение пяти лет численности военнослужащих, проходящих службу по контракту. Выделяемые дополнительные средства позволяют развивать ускоренными темпами стратегические ядерные силы (СЯС), военно-космическую отрасль и систему ГЛОНАСС. Каждый год для военнослужащих предполагается увеличение их денежного довольствия на 5%. Запланирована аналогичная индексация военных пенсий для отставников.

 

Если ВВП почти не растет, то откуда возьмутся дополнительные бюджетные средства? Документ Минфина дает ответ и на этот вопрос. В таблице приводятся данные ОНБП-2017 по плановым расходам на национальную экономику на ближайшую трехлетку. Они в среднем на треть (!) меньше, чем они были запланированы в 2013 году в ОНБП-2016. В 2017 году они также снизятся на 0,8% от ВВП по сравнению с нынешними показателями.

 

Некоторое понижение расходов – до 6,1% от ВВП – планируется в 2017 году и в сфере обороны и безопасности. Данное обстоятельство Минфин объясняет планируемым сокращением численности личного состава силовых структур на 10%. Следует заметить, что ранее подобное сокращение количества военнослужащих и сотрудников полиции планировалось в ОНБП-2012 (в 2013–2014 годах). Но этого не произошло, что стало одной из причин ухода с поста главы российского финансового ведомства Алексея Кудрина. Тогда он предупреждал, что рост военных расходов затормозит развитие экономики и отрицательно скажется на социально-экономических показателях уровня жизни россиян, что мы сегодня и наблюдаем. Сейчас Кудрин практически повторяет свои прогнозы, правда, с поправками на то, что милитаризация экономики уже произошла и что ее дальнейший ускоренный рост в связи с событиями в Украине, а также санкции Запада «могут стоить россиянам до одной пятой их доходов» и реальным уменьшением ВВП. Он подчеркивает, что военный бюджет России более чем на порядок меньше военных бюджетов стран НАТО.

 

«Население России с пониманием отнесется к решению руководства страны укрепить нашу обороноспособность», – считает военный эксперт генерал-лейтенант Юрий Неткачев. «Поддерживать паритет с США и НАТО можно не только за счет вбухивания денег в военный бюджет, абсолютным увеличением вооружений, но и асимметрично – за счет СЯС, военно-дипломатическими и иными способами и т.п.», – рассуждает генерал. «Возможные ограничения Запада побудят российскую экономику развиваться за счет внутренних резервов, что будет способствовать не только укреплению обороны и целостности страны, но решать в известной мере ее социально-экономические проблемы», – делает вывод эксперт.

 

«Российскому руководству никак нельзя включаться в чрезмерную гонку вооружений, – уверен член-корреспондент Академии военных наук полковник Эдуард Родюков. – Но нельзя быть и слабыми. При известной воле народа, возросшем авторитете президента Владимира Путина в российском обществе есть потенциал для внутренней мобилизации, для решения возникших экономических проблем и, конечно, укрепления системы обороны и безопасности, отстаивания своих интересов в мире».

Источник:  http://vpk.name

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *