Новости

Авиаторы в папахах

В 2012 году в России могут «забыть» про один военный юбилей – столетие с начала боевой летописи русской военной авиации. Ряд историков считают, что Первая мировая война началась не летом 1914 года, а на два года раньше, когда первые русские военные летчики добровольно отправились оказывать помощь болгарским братушкам в их войне с Турцией. Выполнять свой православно-национальный долг, как писали тогда. Сто лет назад ВВС России начали отсчет своих боевых побед и потерь.

 

 

 

Пионеры неба

Командир 20-го корпусного авиаотряда Западного фронта Вячеслав Матвеевич Ткачевфото

Еще одним неожиданным фактом векового авиационного юбилея стало то, что важную роль в создании и развитии ВВС России сыграли сыны казачества. Ведь казаки были вторыми после дворян в доле личного состава ВВС страны к 1917 году.

Историки казачества пока так и не сошлись во мнении – кто из станичников стал пионером в небе. Список выпускников Гатчинской авиационной школы за 1911 год указывает, что 10 августа диплом пилота №32 вручили казаку Области Войска Донского – Мстиславу Золотухину. Но в донской казачьей печати этот факт никак не отражен. Что это – ошибка писарей авиашколы или невнимательность казачьих СМИ? Возможно, что последовавшая вскоре смерть молодого летчика во время показательного полета в г. Ельце перечеркнула его путь в истории казачьей авиации и сделала спорным первенство. Но и без него русское небо было богато казачьими орлами.

Кубанский казак Ткачев – четырежды первый в ВВС

Вячеслав Матвеевич Ткачев вступил в Первую мировую войну войсковым старшиной Кубанского казачьего войска, командиром 20-го корпусного авиаотряда Западного фронта. Однокашник легендарного аса Нестерова по учебе в кадетском корпусе, подъесаул Ткачев – выпускник Гатчинской авиашколы, еще до 1914 года был признанным летчиком в стране. В 1913 году он совершил первый в истории воздушный перелет между Киевом и Екатеринодаром – 1320 верст над безлюдной местностью, где не было ориентиров. Киевское общество воздухоплавания наградило его золотой медалью «За наиболее выдающийся в России в 1913 году перелет». Уже в сентябре 1914 года войсковой старшина Ткачев возглавил список военных летчиков мира – кавалеров ордена Святого Георгия 4-й степени.

В самом начале января 1917 года, по распоряжению полевого генерал-инспектора военно-воздушного флота – великого князя Александра Михайловича, была издана новинка в истории русской авиации – «Материал по тактике воздушного боя. Составил – В.М. Ткачев».

«Князь русской авиации» Александр Михайлович Романов начертал в кратком предисловии такие слова: «Войскового старшину Ткачева от души благодарю за составление первого руководства по тактике воздушного боя. Этот труд составляет первый шаг на пути к изучению борьбы в новой стихии. Прошу всех летчиков твердо усвоить приводимые основы воздушного боя».

В этой работе ас Ткачев впервые сформулировал принципы одиночного воздушного боя и боя группой. Обозначил необходимость сопровождения бомбардировщиков прикрытием истребителей. Заявил о необходимости снаряжения самолетов-разведчиков радиотелеграфом и о бронировании корпусов самолетов. Словом, определил суть применения военной авиации, которое получило развитие в ХХ веке.

После отречения Николая II полковник В.М. Ткачев возглавил Военно-полевое Управление фронтовых ВВС. Именно на весну и лето 1917 года приходится пик боевой активности и успехов русских пилотов в Первой мировой войне. В Гражданскую войну генерал-майор Ткачев командовал авиацией в белых армиях Деникина и Врангеля. Ушел в эмиграцию…

Первый начальник первого аэродрома

Первым специализированным военным аэродромом в Российской империи был, как известно, аэродром в Гатчине. А первым его начальником стал потомственный казак Уральского казачьего войска – Георгий Георгиевич Горшков. И заместителем начальника авиашколы, став в ней летчиком-инструктором №1.

Бесспорен вклад Горшкова в развитие дальней разведывательной авиации. В апреле 1915 года, командуя тяжелым бомбардировщиком «Илья Муромец-Киевский», есаул Горшков совершил полет над территорией противника в глубину более 500 километров и вернулся, доставив в штаб фронта более 50 фотоснимков особой важности. В Гражданскую войну кавалер ордена Святого Георгия 4-й степени полковник-казак Горшков сражался у белых. В 1919-м он расстрелян в Одесской ЧК.

фото

Строитель «воздушного моста»

Среди донских казаков первым генералом-летчиком в ХХ веке стал Вячеслав Григорьевич Баранов, уроженец станицы Луганской. Накануне Первой мировой войны – в мае-июне 1914-го возглавляемая им группа летчиков Гвардейского корпуса совершила перелет по маршруту Петербург – Псков – Ямбург – Гатчина – Петербург. Последовавшие события затмили этот подвиг. На фронте Баранов – признанный мастер разведывательной авиации, награжден почетным Георгиевским оружием.

В Гражданскую войну полковник Баранов – Главком ВВС Всевеликого Войска Донского. Весной 1919 года между восставшими казаками («Вешенское восстание» описано в романе «Тихий Дон») и ставкой «белоказачьих» войск впервые им был организован регулярно действующий «воздушный мост». Хрупкие аэропланы ночами перевозили почту, рации,

медикаменты…

Восставшие донцы отбили у красных пушки, да без боеприпасов. И тогда летчики, рискуя перегрузить машины и разбиться, начали в каждый рейс доставлять по 1-2 снаряда для трехдюймовок. Через неделю наступавших большевиков казаки-повстанцы шокировали плотным артиллерийским огнем. О знаменитом кавалерийском рейде летом-осенью 1919 года по тылам большевиков белой конницы помнят историки хорошо. Этот пример изучался во всех военных академиях Европы до Второй мировой войны. В том числе и опыт по созданию «воздушного моста» между постоянно движущейся массой войск в чужом тылу и Ставкой главных сил. В эмиграции Вячеслав Баранов до 1939 года был председателем Союза русских летчиков в Париже.

Казаки были в авангарде русской авиации в первые десять лет ее существования. В годы Первой мировой войны пятеро станичников за отвагу в небе были удостоены ордена Святого Георгия, семеро – почетного Георгиевского оружия. В «золотую десятку» асов Первой мировой войны, то есть летчиков-истребителей, одержавших более 5 воздушных побед, входил донской казак Александр Михайлович Пишванов. Он сбил 6 кайзеровских аэропланов.

До свержения русской монархии, сражаясь в казачьей коннице, Пишванов выслужил четыре Георгиевских креста. Весной 17-го был произведен в прапорщики и до ноября успел, воюя уже на аэроплане, быть удостоенным офицерского ордена Святого Георгия 4-й степени.

Казаки-летчики, авиаторы в папахах – малоизвестная страница в истории авиации и казачества. А знаете ли вы, что конструктором и испытателем первого в русской армии пулеметного бронеавтомобиля был подъесаул Сибирского казачьего войска? Читайте об этом в следующей статье – «Военно-автомобильный детектив».

источник: http://tainy.info